Качественные исследования


В противоположность количественным, качественные (неформализованные) методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых социальных явлений и маркетинговой среды . Отсутствие жесткой формализации инструментария делает ненужным, а иногда и невозможным массовый охват обследуемых объектов, и требует особых подходов при анализе собранных данных. Статистический вывод при небольшом объеме аудитории не позволяет переносить выводы, полученные в результате обследования выборки на всю генеральную совокупностьстатистическая ошибка оказывается слишком высока. Отказ от широты охвата компенсируется “глубиной” исследования, т. е. детальным изучением социального явления в его целостности и непосредственной взаимосвязи с другими явлениями. К числу неформализованных методов относятся: включенное неструктурированное наблюдение, индивидуальное глубокое интервью, фокус-группы и так называемые “малые группы” – диады, триады; так называемый «традиционный» анализ текстов, изучение личных документов (автобиографий, писем и др.). Качественные методы гармонично встраиваются в программу исследований и позволяют объяснить причины тех или иных явлений, отмеченных и измеренных в ходе количественного этапа, то есть, они позволяют ответить на вопросы: “почему?”,  “каким образом?”, “зачем” и т.п.